• Паломническая поездка в Сербию 2010 год

Болгарская Православная Церковь

По преданию в апостольские времена на территории Болгарии проповедовали апостолы  Андрей Первозванный и Пётр. В Болгарии сохранились свидетельства жестоких гонений, которым подвергались христиане в период Римского владычества. В Старом Пловдиве уцелело здание старого мортириума – храма, построенного на месте мученичества Севериана и Мемноса.

Св. Константин очень любил город Сердику. Даже задумывал сделать из него столицу Римской империи. В Константиновом квартале была воздвигнута ротонда великомученика Георгия, её использовали как баптистерий – крестили людей. ( При Юстиниане Великом ротонду перестроили в церковь). При Константине Великом в Сердике создали епископскую кафедру, а в 343 году здесь прошел поместный Сардикийский Собор,  осудивший арианскую ересь. В то время в городе еще не было ни славян, ни болгар, там жили фракийцы.

В 5 веке с севера в болгарские земли пришли славяне с целью грабежей. Но они оставались в опустевших и часто заброшенных местным населением землях. В 6-7 веках протоболгары вступили в союз со славянами и фракийцами и создали к 681 году свое государство.

А в 685 году царем Борисом было совершено крещение по византийскому образцу. Сам правитель в Святом Крещении принял имя Михаил. Христианство сплотило молодую болгарскую нацию.

За короткий срок страна превратилась в самую могущественную и сильную страну на Балканах. Царь Борис с великим почётом принял из Моравии славянских учителей Кирилла и Мефодия. В Моравии создатели славянской письменности претерпели гонения от латинских миссионеров. Истощенные, одетые в лохмотья, они прибыли в Болгарию. Благодаря равноапостольным Клименту, Науму и Ангеварию – ученикам Кирилла и Мефодия  в Болгарии развернулась активная книжная деятельность.

При царе Симеоне Климент Охридский был возведен в сан епископа. Он стал первым болгарским иерархом, который служил и проповедовал на Болгарском языке. В 919 году провозглашается автокефалия Болгарской церкви.

Наилучшей проповедью в новокрещеной болгарской земле стала подвижническая жизнь преподобного Иоанна Рыльского. На протяжении многих столетий основанный им Рыльский монастырь остается духовным центром Болгарии.

В начале 11 века Болгария попала  под власть Византийской империи и на 175 лет потеряла независимость, в том числе и в делах Церкви: Патриаршество было упразднено, службы велись на греческом языке, переводная деятельность прекратилась. Именно тогда многие болгарские священники выехали в Россию.

Восстановление государственности Болгарии в 1187 году способствовало дальнейшему развитию православия в Болгарии. При патриархе Феодосии Тырновском проходит книжная реформа, создаётся болгарская житийная литература, строятся новые монастыри. Именно в Килефаревском монастыре, обители Святого Феодосия Тырновского начал свой путь Святитель Киприан – митрополит Киевский и всея Руси. Единомышленник прп. Сергия Радонежского в вопросах духовной жизни и просвещения, владыко Киприан был и его политическим союзником. Будучи архипастырем Литвы, в 1380 году он благословил князей Андрея и  Дмитрия Ольгердовичей идти на Куликово поле – помогать  москвичам биться с Мамаем.

В годы османского ига за заступничеством болгарский народ обращался к православным святыням. Турки, завоевав страну в конце 14 века, разрушили монастыри и храмы, упразднил патриаршество, обложили болгарское население налогами и податями. На протяжении 5 веков османского ига, оставаясь непоколебимыми твердынями духовного мира, не разрушенные  монастыри хранили веру и национальное  самосознание болгар.

После успешной русско-турецкой войны 1828–1829гг. укрепились связи болгар с Россией. Болгарские иноки стали обучаться в русских Духовных школах. К началу второй половины XIX в. болгары настойчиво выражали требование о восстановлении Болгарской церковной автономии. 28 февраля 1870 г турецкое правительство обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для болгарских епархий. В 1870 г.  Константинопольский Синод объявил экзарха отлученным от Церкви и объявил Болгарскую Церковь схизматической.

В конце 19 века освободительное восстание в Болгарии поддержал братский православный русский народ. Освободительная русско-турецкая война 1877-1878 гг. стоила жизни 200 тыс. русских солдат и офицеров, но она принесла независимость Болгарии.

В середине 20 века схизма была прекращена. Болгарские патриархи Кирилл, а затем Максим руководили православной церковной  жизнью Болгарии. В начале 90-х годов светская власть стала активно вмешиваться в дела БПЦ. И, как результат, произошёл раскол внутри БПЦ. Законного патриарха Максима даже на некоторое время отстранили от власти. Только Синод 1998 года (в заседании принимали участие  7 Патриархов и 20 митрополитов) подтвердил законность избрания Патриарха Максима и примирил противостоящие стороны. Епископы, находившиеся в расколе, раскаялись в своих действиях и они вновь, как и сочувствующие им священники и миряне, были приняты в лоно Православной Церкви.  В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской церкви. А в 2012 году раскольнический митрополит Софийский Иннокентий (Петров) принёс покаяние, что можно считать концом раскола.

Болгарская православная церковь с 1948 года имеет подворье в Москве, находящееся в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Русская православная церковь также имеет подворье в Софии. С 10 февраля 2011 года официальным представителем Болгарской православной церкви и настоятелем подворья в Москве избран архимандрит Феоктист (Димитров).

<< Страница фестиваля                                                                Сохранить

Комментирование запрещено