• Паломническая поездка в Серафимо-Дивеевский женский монастырь 23-25 августа. Архангельский скит.
      Паломническая поездка в Серафимо-Дивеевский женский монастырь 23-25 августа. Архангельский скит.

Чешская Православная Церковь

Православие в Чехии

Так, куда ни посмотри, всюду, где у славян

сияет свет и творится добро, мы видим труды

святых Мефодия и Кирилла.

Святитель Шанхайский и

Сан-Францисский Иоанн (Максимович).

В 9 веке нынешняя  Чехия вместе с землями Словакии, Венгрии, Польши и Украины были частью большого государства – Великая Моравия.

Народы Моравии были язычниками и разговаривали на славянском языке. В страну пришли проповедники Христианства – из Греции и Германии, но проповедовали они на греческом языке и латыни. В 862 году святой Ростислав, князь Моравский, просил императора Византии прислать проповедника, который научил бы моравский народ христианской вере на родном языке. Вот что было написано в письме князя: «Наш народ отверг язычество и принял христианство. Но нет у нас такого учителя, кто бы на нашем языке объяснил нам святую веру. Умоляем тебя, Государь, пришли нам такого учителя. От вас, греков, во все земли всегда добрый закон приходит.»     Византийский царь Михаил решил послать к моравским славянам родных братьев Константина (Кирилла) и Мефодия. Они были очень благочестивы и отличались своими великими познаниями во всех науках, к тому же говорили по-славянски.

И вот святой Константин составил славянскую азбуку из тридцати восьми букв и вместе с братом Мефодием и учениками перевел с греческого языка на церковнославянский Евангелие от Иоанна. Затем царь Михаил поручил Константину отправиться вместе с братом Мефодием в Моравию проповедовать Евангелие на славянском языке. Он отправил письмо к князю Ростиславу, в котором говорилось: «Мы посылаем тебе святого, благоверного и ученого мужа. Ему Господь открыл буквы для вашего языка, чтобы и вы были причислены к великим народам, прославляющим Бога на своем родном языке. Прими этот дар – он больше серебра, золота, драгоценных камней и всех на свете богатств!»

Святые равноапостольные Кирилл и МефодийКнязь Ростислав встретил святых братьев с великими почестями и велел собрать учеников, чтобы они научились у братьев церковнославянской грамоте. В Моравии Константин и Мефодий перевели на церковнославянский язык Евангелие, Псалтирь, Апостол и богослужебные книги, и они стали понятны народу. Три года братья проповедовали, учили и переводили книги в Моравии, а затем отправились в Рим, где святой Константин, приняв схиму с именем Кирилл, отошел к Господу, в последний час умоляя  Господа сохранить христианскую веру у славян, и прося Мефодия не оставить начатого дела и вернуться к славянам.

Мефодий вернулся в Моравию – пришел в Чешские земли и крестил князя чехов Борживоя и его жену Людмилу, их детей. В Чехии святой Мефодий около года проповедовал, освятил первые христианские храмы и поставил несколько священников.

В 885 году святой Мефодий скончался, а его ученики были изгнаны из Чехии. Гонения были вызваны латинскими и немецкими проповедниками, которые были против богослужения на славянском языке. Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала 12 века, но немецким проповедникам удалось затем почти полностью его вытеснить.

В 1951 году Чешская православная епархия получила от Московского патриархата автокефалию – самостоятельность.    Сегодня на территории Чехии действуют 82 прихода, а православных верующих насчитывается 23 000 человек из 11 миллионов жителей.

Святые Чехии:   Св. блгв. Вячеслав (Вацлав) Чешский,  Св.прп. Иоанн Чешский,  Св.мц. Людмила Чешская, Св. прп. Прокопий Сазавский

Святая Людмила и святой князь Вячеслав Чешские

Святые Вячеслав и Людмила

Святая Людмила с мужем князем Борживоем приняли крещение от великого просветителя славян, святого равноапостольного Мефодия.

Князь и княгиня были искренними христианами, таким же был их сын Вратислав. Князь Борживой  рано умер, после него на престол ступил сын Вратислав, жена которого Драгомира проявляла недоверие и холодность к христианству, а потому возненавидела и свою свекровь. Княгиня Людмила после смерти мужа полностью предалась воле Божией, раздав свое имущество нищим. Она продолжала жить в Праге, занимаясь воспитанием внука Вячеслава, который отвечал заботам доброй княгини. Он был добр, кроток, не заносчив, целомудрен. После смерти Вратислава страной стала управлять от имени сына  его мать Драгомира Она отменила порядки, введенные князьями Борживоем и Вратиславом во ослабление язычества. Дела стали приходить в расстройство. Св. княгиня Людмила, скорбя о несчастии страны, настояла, чтобы  в управление княжеством вступил Вячеслав, чем вызвала ненависть Драгомиры, задумавшей погубить ее. Княгиня Людмила удалилась на покой в город Течин, но Драгомира подкупила двух бояр, чтобы ее убить.    Злодеи  ночью ворвались во дворец и удавили св. Людмилу. Многими чудесами прославил Бог место ее погребения под городской стеной. Каждую ночь там являлись горящие свечи, один слепой прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Узнав об этом, внук ее Вячеслав перенес мощи святой в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где они и ныне источают много знамений и чудес.

Святой мученице Людмиле молятся о помощи в воспитании детей и об излечении глазных болезней.

Святой князь Вячеслав, вступив на княжеский престол, управ­лял муд­ро и спра­вед­ли­во, за­бо­тясь о хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии сво­е­го на­ро­да. Вы­ку­пая де­тей языч­ни­ков, про­дан­ных в раб­ство, он от­да­вал их на вос­пи­та­ние в хри­сти­ан­ском ду­хе. Князь Вя­че­слав был ми­ро­лю­бив, по­чи­тал ду­хо­вен­ство, укра­шал хра­мы. Он пе­ре­нес мо­щи му­че­ни­ка Ви­та в сто­ли­цу Че­хии, Пра­гу, по­стро­ил для них ве­ли­ко­леп­ный храм во имя свя­то­го Ви­та.

Немец­кое ду­хо­вен­ство, пре­сле­до­вав­шее рань­ше свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, про­ти­во­дей­ство­ва­ло и свя­то­му Вя­че­сла­ву и вос­ста­нав­ли­ва­ло про­тив него за­вист­ли­вых вель­мож. Эти вель­мо­жи ста­ли ин­три­го­вать про­тив Вя­че­сла­ва и уго­во­ри­ли его млад­ше­го бра­та Бо­ле­сла­ва за­нять пре­стол. Чтобы из­ба­вить­ся от Вя­че­сла­ва, Бо­ле­слав при­гла­сил его на освя­ще­ние хра­ма. Вя­че­слав от­ка­зал­ся ве­рить слу­гам, ко­то­рые пре­ду­пре­жда­ли его о за­го­во­ре. Он по­шел в храм к утрене, и на по­ро­ге хра­ма был убит сво­им бра­том и его дру­зья­ми. Это про­изо­шло в 935 го­ду. Мать, узнав об уби­е­нии Вя­че­сла­ва, по­хо­ро­ни­ла его те­ло в церк­ви при кня­же­ском дво­ре. Кровь, про­ли­тую в цер­ков­ных две­рях, дол­го не мог­ли от­мыть. Бо­ле­слав, став пра­ви­те­лем, за­нял­ся ис­ко­ре­не­ни­ем пра­во­сла­вия в Че­хии и на­саж­де­ни­ем ка­то­ли­че­ства. Он на­ста­и­вал на слу­же­нии ли­тур­гии толь­ко на ла­тин­ском язы­ке.

Под дав­ле­ни­ем на­ро­да, по­чи­тав­ше­го Вя­че­сла­ва как му­че­ни­ка, бра­то­убий­ца, по-ви­ди­мо­му, рас­ка­ял­ся и пе­ре­нес его мо­щи в Пра­гу, по­хо­ро­нил их в церк­ви свя­то­го Ви­та. Стра­сто­тер­пец Вя­че­слав вме­сте с кня­ги­ней Люд­ми­лой по­чи­та­ют­ся по­кро­ви­те­ля­ми Че­хии.

<< Страница фестиваля                                                                Сохранить

Комментирование запрещено