Иерусалимская церковь

Иерусалимскую Православную Церковь справедливо называют Матерью всех христианских Церквей, поскольку именно здесь протекала земная жизнь и проповедь Господа нашего Иисуса Христа. В Иерусалиме произошли великие события, ставшие центром человеческой истории: страдания, распятие, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Именно здесь совершилось сошествие Святого Духа на апостолов в Синайской горнице, и поэтому это место можно считать местом рождения всей Православной Церкви. Отсюда апостолы разошлись на мировую проповедь.

Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков, сводный брат Господень, который принял мученическую кончину от рук царя Ирода. В 49 г. в Иерусалиме собрался первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из апостолов и пресвитеров, а его председателем, согласно древнему церковному преданию, был святой Иаков, брат Господень. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на язычников соблюдения ветхозаветного закона.

Спустя почти четыре года после этого в Иерусалиме вспыхнуло восстание. Римляне решили подавить его с помощью огня и меча. Христиане, воспринимавшиеся римлянами как некое ответвление иудаизма, уничтожались наравне с взбунтовавшимися иудеями. В 70 г. сын императора Веспасиана Тит разрушил до основания Иерусалим и храм. Церковная жизнь здесь практически угасла. Иерусалимская община, во главе которой стоял св. Симеон, покинула город и переместилась в Пеллу.

В 130 г. по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в Элию Капитолину. После восстания иудеев под предводительством Бар-Кохбы иудеи навсегда были изгнаны из Иерусалима, а разрушенный город римляне вспахали плугом. Христианские святыни в Иерусалиме очень быстро подверглись поруганию со стороны язычников. На месте храма Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу и Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса.

В 190 г. в Иерусалиме был созван первый Поместный собор, на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. С восхождением на Иерусалимский престол епископа Александра (213-251) в Иерусалимской Церкви начался период духовного образования и общего подъема. Он был основателем библиотеки и богословской школы в Иерусалиме, созданной по образцу Александрийской. Но в 250 г. начались новые гонения на христиан при императорах Декии и Валериане. Привыкшие к мирной жизни христиане оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине в это гонение было много «отпадших», которые из страха перед смертью, утратой имения или выгодного положения отрекались от Христа. По причине большого количества отпавших от христианства впервые возник вопрос о возможности и мерах их принятия в лоно Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252 г. в Антиохии Поместном соборе, на котором присутствовали и палестинские епископы.

В 303 г. на христианскую Церковь обрушилось Диоклетианово гонение, во время которого в Палестине пострадало очень много христиан, особенно епископов и клириков. Гонение на Церковь продолжалось до восхождения на престол первого христианского императора — Константина Великого (324-337). В Иерусалиме христиане были настолько немногочисленны, что без вмешательства императора Константина они никогда не смогли бы вернуть захваченный и оскверненный язычниками Гроб Господень. Единственной областью, где христианство имело реальную силу, была Кесария. В остальной же Палестине после затянувшихся гонений оно стало рассеиваться, а местами даже исчезать. К началу IV в. Иерусалимскую Церковь по большей части составляли греки и христиане «из язычников», а не «из иудеев».

В 326 г. Иерусалим посетила мать Константина Великого императрица Елена. Она нашла древо Честного Креста Господня и приказала очистить святые места от языческих капищ и построить там храмы.

Уже в 328 г. св. Иларионом, учеником преподобного Антония Великого, был основан первый в Иерусалиме монастырь. Параллельно с ним монашество в Палестине вводил и его современник, прп. Харитон. Он основал в Фаране первую в Палестине Лавру, освященную в 330 г., затем вторую — на горе Сарандарий, где сорок дней постился и молился Иисус Христос, и третью — близ Фекое. В Палестине очень быстро появились многочисленные монастыри. Монашество обосновалось даже в иерусалимских храмах. Так, в храме Воскресения Господня зародилось Братство Святого Гроба Господня, которое вскоре распространилось на другие святыни Палестины и монастыри, став нерушимым оплотом Православия.

В Иерусалимской церкви в IV в.- Vв.  Происходила борьба с ересью арианской, оригенской,  несториансой. Все эти еретические течения были осуждены на Вселенских православных соборах. Православному священству удалось отстоять свою веру и вернуть людей в лоно церкви.

Иерусалимская Церковь более пятидесяти лет наслаждалась мирным и спокойным существованием. В 614 г. Иерусалим был захвачен персидским царем Хозроем II. Город был разрушен и разграблен, похищено было даже древо Святого Креста. Было убито более 100 тыс. христиан, а Патриарх Захария уведен в плен. К 625 г. в Иерусалиме были отстроены сожженные храмы. В 627 г., после победы императора Ираклия над персами, святыня была возвращена.

Иерусалимская церковь в период арабского господства и крестовых походов

В 637 г. Иерусалим, как и вся Палестина, был завоеван арабами. Патриарх Софроний, видя, что спасти город не удастся, заключил с халифом Омаром I договор. в арабском халифате все немусульманские религии были совершенно равноправными, и Иерусалимская Православная Церковь существовала на одинаковых условиях с монофизитами, несторианами, иудеями и др. Последующие халифы, правившие до 683 г., соблюдали соглашение Омара и патриарха Софрония. Христиан в это время в Палестине насчитывалось около 43 тыс.

Период 694 г.-1099г. Происходило противостояние между халифатом и Византийской империей, что привело к гонению, на христиан, которые усиливались и междоусобными войнами.

В 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы, основав там  Иерусалимское королевство и Иерусалимский латинский Патриархат. Латиняне создали свое братство и изгнали православных монахов, захватив храмы и монастыри. Иерусалимские православные Патриархи по большей части проживали в Константинополе и оттуда управляли Церковью.

В 1187 году крестоносцы потерпели поражение от правителя Египта Салах-ад-Дина, захватившего Иерусалим. Латинский патриарх покинул город, в храмы и обители вновь вернулись православные служители.

Иерусалимская Церковь в XIII-XX вв.

Ради поддержания хороших отношений с Византией в 1303 г. египетский султан Мансур Лазин издал указ об опекунской власти Византии над Иерусалимской Православной Церковью. С этого времени избрание каждого нового Иерусалимского Патриарха санкционировалось византийским императором.

Христиане в течение XIV — XV в. в. не раз претерпевали жестокие гонения от мамлюков, хотя в 1410 г. Иерусалимскому Патриарху Дорофею была вручена хартия, закрепляющая за православными Святые места. С падением Византии (1453) положение православных в Палестине резко ухудшилось. В Иерусалиме вспыхнуло невиданное до сих пор кровавое гонение, в считанные дни были опустошены множество храмов, монастырей, осквернены христианские кладбища, причем восстанавливать их запрещалось. В период этих тяжких испытаний на Святые Места стала притязать Католическая Церковь. К концу XV в. католики разделили храм Воскресения с православными.

Но в связи с неудачной для Турции войной против Австрии, Франции и Венеции положение вещей в Палестине стало меняться. Франция и Австрия требовали передачи всех палестинских святынь католическим монахам. Россия, со своей стороны, выступала как защитница Православия на Востоке и требовала передачи Святых Мест православным.

В 1757 г. султан Осман III издал пространный указ, в котором подробно излагалась история Святых Мест и проистекавшее из нее право на владение ими Православной Церкви Иерусалима. Православным было передано все незаконно отнятое католиками в храме Воскресения, Гефсиманский храм, Вифлеемский и другие святыни, которые начали активно восстанавливать. Период до конца XVIII ст. ознаменовался расцветом былого величия и великолепия Иерусалимского Патриархата. К сожалению, вторжение войск Наполеона в Палестину прервало его и принесло большие разрушения. В 1808 армянами был сожжен храм Гроба Господня, восстановленный в 1810 г.

К 1821 г. отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться. Греков все чаще обвиняли в шпионаже в пользу России, открыто преследовали. Братство Святого Гроба Господня турецкие власти все больше воспринимали как политическую организацию, арестовывали и пытали ее членов. Восстановление сгоревшего храма Воскресения привело к непомерным расходам и новым огромным долгам. Святому Граду в это время помогал весь православный мир.

XIX в. отмечен особым развитием прозелитизма католиков и протестантов в Палестине. В 1847 г. папа Пий IX вновь открыл там Латинский Иерусалимский Патриархат. В 1839 г. в Иерусалиме была открыта Англиканская миссия.

Конфликт за Святые Места с новой силой разгорелся в 40-е годы XIX в. По новому положению 1852 г. Святой Гроб Господень остался в ведении православных греков, а базилика Рождества в Вифлееме переходила к католикам.

С 1847г. в Иерусалиме действовала Русская Духовная Миссия, которая способствовала не только паломничеству русских людей в Святую Землю, но и активно помогала Иерусалимской Церкви, создавая школы и приюты для православных арабов. Основателями и первыми деятелями этой миссии стали епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин), оба известные ученые-историки. С 1882 г. действовало Православное Палестинское Общество, созданное с теми же целями. В России постоянно проводился сбор средств для оказания материальной помощи Иерусалимской Церкви.

После падения многовекового османского правления Палестина пережила несколько быстро сменявших друг друга политических режимов: британский протекторат (1918-1948), гос-во Израиль (с 1948), оккупацию вост. Иерусалима, зап. берега Иордана и Газы королевством Иордания и Египтом (1948-1967); израильская оккупация и длительная борьба за создание Палестинского гос-ва. Иерусалимская церковь оказалась вынужденным свидетелем многолетнего продолжающегося жестокого этнического арабо-еврейского конфликта, интенсивной борьбы за территории и собственность в Палестине. В 1967 г. в результате 2-й арабо-израильской войны Вост. Иерусалим, Западный берег р. Иордан и район Газы были оккупированы Израилем. Среди 300 тыс. арабских беженцев, покинувших оккупированные земли, многие были христианами. Оставшиеся общины ИПЦ на территории Палестины и Патриаршая резиденция в Старом Иерусалиме перешли под контроль Израиля.

В кон. 80-х гг. XX в. началось восстание палестинцев, 1-я интифада, которая вновь обнажила все многочисленные существовавшие в регионе конфликты. Одним из них стало новое обострение борьбы арабских и греческих партий внутри ИПЦ. В дек. 1992 г. в Аммане состоялся 5-й конгресс правосл. арабов, на котором был образован комитет по арабизации Иерусалимской Патриархии. Необходимость полного перехода ИПЦ на арабский язык была провозглашена как единственный путь к сохранению Православия в Палестине.

Тем не менее, в 2000-х гг. Свящ. Синод ИПЦ предпринял важные шаги в поиске компромисса с арабским большинством. В кон. 2005 г. Патриарх Феофил III совершил архиерейскую хиротонию Феодосия (Аталлы Ханны), выходца из Галилеи, к-рый стал архиепископом Севастийским, 1-м за последние десятилетия членом Священного Синода негреческого происхождения. Во 2-й пол. XX — нач. XXI в. в условиях нестабильности и этнического противостояния, неоднократно переходившего в открытые войны, христианское население Палестины стремительно сокращается. Христиане подвергаются насилию со стороны как израильских, так и арабских экстремистов.

Гражданская война между арабскими партиями ХАМАС и ФАТХ в Газе (февр. 2006 — июнь 2007) также сопровождалась погромами и убийствами христиан. В настоящее время (2008-2009) общее число христиан различных конфессий в Израиле и Палестине не превышает 50 тыс. человек.

<< Страница фестиваля                                                                Сохранить

Комментирование запрещено