С 3 по 7 января состоялся Рождественский поход коломенского турклуба «Ковчег». Поскольку в его составе были активные участники многих дел в приходе Успенского храма (православные фестивали, Покровская тропа и др.), то можно смело предложить рассказ об этом путешествии на Рождество на сайте прихода.
Группа, прошедшая маршрут по Муромским лесам в этом 2020г., сложилась в необычном формате. Уже второе десятилетие ее задачей является не только настоящий зимний поход, чаще – на лыжах, но и выход 6 января к вечеру в монастырь или храм. Цель – принять участие в Рождественской службе, встретить праздник вместе с братией монастыря или прихожанами. В прошлые годы лыжня приводила группу в монастыри Антониев-Сийский, Александро-Свирский, Нило-Столобенский, на Валаам и в другие почитаемые места. Встреча в обителях очень радостная – и служба по монастырскому уставу, и праздничная трапеза.
Ныне в качестве района похода был выбран Му́ромский зака́зник — государственный природный заказник федерального значения во Владимирской области. Заказник расположен на территории Гороховецкого и Муромского районов Владимирской области по левому берегу реки Оки. Мы оформили разрешение на совершение похода через Национальный парк «Мещера», в ведении которого находится заказник. К слову сказать, администрация заказника содействовала в организации похода и, судя по всему, присматривала за нами на старте. Важными «зацепками» при планировании похода послужило желание посмотреть на стадо зубров, обитающих в заказнике, и познакомиться со школьным музеем поэта Н.А. Некрасова, имевшего здесь дом и охотившегося в округе. В качестве завершения выбрали город Гороховец на Клязьме, где еще не бывало большинство участников похода. И где нас ждали в приходе храма Всех Святых к Рождеству.
Стартовали из Коломны в 7.00, часам к 14.00 прибыли в точку старта – село Алешунино, Муромского района Владимирской области. Дорога привела в сосновый бор, окружающий село. В школе села, сохранившейся в почти неизменном виде годов с 50-х прошлого столетия, — интересный школьный музей. Он посвящен природе Поочья, этнографии прибрежных сел. И, конечно, — знаменитому земляку поэту Н. Некрасову. Помните – «Однажды в студеную зимнюю пору…»? А еще – Деда Мазая? Директор школы и главный экскурсовод Людмила Вячеславовна, презрев новогодний стол, провела экскурсию по музею. Поразила насыщенность экспозиции этнографическими экспонатами со всей округи. А еще выяснилось, что поэт, наезжая в свой дом, шел пешком из Фоминок, конечной точки нашего пешего маршрута. Сразу в группе родилось название похода – «По Некрасовским стопам».
По логистике похода нам предстояло забросить свои машины в Фоминки, конечную точку активной части маршрута. Поэтому разгрузили походное снаряжение недалеко от Алешунино в сосновом лесу. Тут же приняли решение – назавтра идти пешком. Снежный покров имелся, но покрытый ледком и представлял неудобство при ходьбе на лыжах. Вместе с тем порешали ночевать традиционно: с печками и палатками. Отсюда и способ передвижения – пешком, с саночками за спиной. Всего в дорогу вышли 12 туристов, в том числе и трое детей.
Уже в темноте отогнали наши четыре машины в Фоминки. Заранее достигнутая договоренность с прихожанами местного Свято-Казанского храма, позволила устроить наших «коней» в надежном месте под охраной – на местном деревообрабатывающем предприятии. Водителей обратно в Алешунино доставил Андрей, общительный государственный инспектор Муромского заказника. Его рассказы про особенности национальной охраны заказника от браконьеров скрасили 60 км путь. А еще Андрей решил показать нам место корма стада зубров, зимой обитающих вблизи Алешунино и кормящихся от заготовок егерей. Съехав с дороги за Алешунино, джип Андрея высветил своими фарами необычное зрелище. Метрах в ста лавина зубров поспешила спрятаться в соседнем перелеске. Сплошная стена мощных зверей и маленьких зубрят прошла перед нами в свете машины, как в кино про Дикий Запад. Всего их в заказнике около ста: больших и маленьких.
1 ходовой день – от Алешунино до Полесково.
День задался ветреный, влажный, скользкий. Но начали бодро – с посещения места кормежки зубров. Правда, наутро «краснокнижники» попрятались. Лишь 3-4 зубра стояли неподвижно в зарослях, метрах в 150 от нас. При попытке приблизиться они важно и неспешно скрылись в лесу. Осмотрели загон для зубров, откуда планируется расселять редких зверей по заповедникам России. Скирды сена объедены снизу зубрами. Вернулись в село и по улице Некрасова вышли к месту несохранившегося дома поэта. На его месте – мемориальная доска и угол дома на месте бывшего фундамента. Очень красивое место выбрал поэт-любитель охоты – перед околицей села раскинулась старица Оки. Разливы речки, видимо, и послужили задумкой стихов про Деда Мазая.
Потянулась пустынная заснеженная дорога на Сафоново. Вправо ощущалась долина нашей родной Оки, текущей от Коломны. Порой вдали показывался ее высокий правый берег – там уже Нижегородская область. Сосенки и дубы близ дороги – все те же, что и в стихах Некрасова. Путь удобный, саночки ладно скользят по снежку. Сзади раздался крик замыкающих – «Машина!». Резво «сваливаемся» с дороги, освобождая путь молодой паре на иномарке. У водителя — папы на коленях трехлетний малыш, тоже держится за руль. Все вместе приветливо машут нам и улыбаются. Втянулись в Сафоново, расположенное на горке. Все деревни в долине Оки стоят исключительно на буграх, в память разливов прошлых лет. Целый эпизод книги Некрасова в прозе «Тонкий человек, его приключения и наблюдения» (глава VII) посвящен деревне Сафоново, также принадлежавшей отцу поэта:
«Благословенный оазис, уцелевший среди всеобщего наводнения, представлял песчаную бугристую возвышенность, местами покрытую еловым строевым лесом, местами поросшую тощей травой, выжженной еще прошлогодним солнцем и дожигаемой нынешним; ни малейших признаков свежей растительности, хотя — напоминаем читателям — май уже подходил к половине, здесь еще не усматривалось: песок и сосна, сосна и песок! а далее вода, вода и вода — вот всё, что представилось путешественникам, когда они поутру вышли осмотреть местность. Бугор тянулся в длину довольно далеко, понижаясь постепенно и теряясь с одной стороны в бесконечных болотах, с другой — в разливе, к которому лицом стоял барский дом».
Не видно и жителей, грустно…. Лишь к одному домику были протоптаны следы. Из его окошка показалась единственная жительница деревни – бабушка. С радостью замахала нам рукой. К вечеру, уже в преддверии деревни Полесково остановились на перекус. Что-то заурчало на дороге, и из соснового бора неспешно выполз синий фургончик газон – «Почта России». Праздничные и беззаботные почтовики помахали нам в ответ и скрылись по направлению к деревне Захарово. Появление служивых почтарей на праздники между деревнями, в которых никого нет, вызвало веселое оживление в группе и несколько версий происходящего.
Вторая ночевка пришлась на роскошный сосновый бор. Вокруг быстро разведенного костра выросли палатки. Ужин перешел в душевные разговоры.
2- день. От Полесково до Осинок.
Мы шли уже только лесными дорогами, накатанными машинами. Дорога перекатывалась с увала на увал. Спуски менялись «тягунами». Переходы перемежались привалами. Второй ходовой день был освещен ярким солнцем. Под голубым небом, в сопровождении дружеских бесед добрались до моста через речушку под селом Осинки. Новенький мост из бревнышек был загорожен шлагбаумом. Группу это не остановило. Сзади подошла местная жительница, одна из трех жителей села зимой. Поговорили…
Вскоре вышли на шоссе, ведущее к Фоминкам. Идти по грязной обочине было не очень ловко, саночки тормозили, но метрах в 150 от шоссе нашли чудесное, если не идеальное место, для лагеря. Совсем быстро полянку между сосновым бором и болотцем озарил свет костра, у которого уютно устроились бревнышки-седушки. К ночи небо прояснилось, между высокими соснами заскользила луна. Вечер накануне выхода в люди удался. Так же, как и ночевка, качественно организованная.
Еще вечером было принято разумное решение – пригнать машины из Фоминок к лагерю и погрузиться прямо с ночевки, на шоссе. Поэтому водители еще в утренних сумерках вышли на шоссе, сторонясь встречных машин, спешащих на рыбалку на Оке. Наши заледенелые авто были в сохранности и завелись сразу. Поблагодарив местных сотрудников, сохранивших наших «коней», колонной потянулись к лагерю. Было утро Рождественского сочельника, 6 января….
3-й день. Рождественский сочельник и праздник.
День оказался богат на теплые встречи с людьми, увидевших нас впервые. Началось все с посещения Свято-Казанского, недавно построенного, деревянного храма. Утренняя служба окончилась, отец Сергий благословил на дальнейший путь, а женщины прихода от души угостили нас постной, но вкусной, трапезой с местными разносолами. Храм расположен в старинном парке, на деревьях резвилась стая снегирей.
Переезд в Гороховец колонной прошел по шоссе, насыщенному встречными и попутными машинами и обрамленному лесными пейзажами Владимирской области.
Первым делом в Гороховце приехали в Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. За стенами обители на смотровой площадке дружно раскрыли рты – «Красотища какая!». С высокого берега Клязьмы, спрятавшейся подо льдом внизу под нами, открылся вид и на храмы и дома города, и на понизовую даль – «насколько глаз видит». За рекой своими храмами и кельями белел Свято-Знаменский женский монастырь.
Мы заранее были приглашены в дом благочинного церквей Гороховецкого округа протоиерея Александра Степанова. Прием хозяев в старинном доме нас просто поразил своим радушием и простотой. Началось знакомство с обеденной трапезы, сопровождаемой знакомством и беседой с хозяином дома. Выяснилось, что в Всесвятском храме тоже проводят летние лагеря с водными походами, работает православный клуб «Воскрест». Потом были хождения по старинному городу на берегу Клязьмы. После отдыха отправились в храм Всех Святых на Рождественскую службу. Очень теплая служба в заполненном прихожанами храме завершилась прогулкой по ночному праздничному старинному Гороховцу. Точнее – спуску по очень крутой лестнице. По версии настоятеля – Гороховец – не от «гороха», а – в смысле «Горам конец». Далее – за Клязьмой далеко-далеко низина с сосновыми борами.
Апогеем благостного праздничного состояния души стала утренняя трапеза у гостеприимных хозяев. В застекленной теплой веранде, за большим столом лились неспешные разговоры про прошедший поход, про планы на будущее. Такое бывает только на Рождество, только после трудового похода, только в беспечном состоянии отсутствия бытовых забот!
Благодарностью батюшке и матушке за столь радушный прием мы завершили свое путешествие на Владимирскую землю. Впереди – километры домой, повседневная жизнь. И ожидание развития связей с молодежью прихода батюшки Александра!
«Из старого года в новый,
Время спешит и спешит….
Планете кафтан кондовый,
Из снега белого сшит.
Строчкой украшен длинной,
Лыжнею, что сердцу милей.
Простором Руси старинной,
С друзьями идти веселей!»
Валерий Александрович Абрамов, Ростов-Великий
Все фотографии – тоже нашего товарища Валерия Александровича
_________
Александр Васильевич Передерий