• Дневник православного семейного отдыха «Зернышки»

    • Крестный ход на Казанский источник в Кувшиново.

Как подготовиться к первой исповеди

Вы собираетесь пойти на исповедь, но еще окончательно не решили это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью приведенных ниже простых советов вы сможете предпринять первые шаги.

Исповедью называется таинство примирения с Богом, когда человек, который кается в присутствии свидетеля-священника, открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении его грехов. Тот, кто кается, в результате исповеди получает полное прощение грехов (не только названных, но и забытых или не осознаваемых), если преднамеренно не скрывает что-то. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопрос. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует немало времени, то лучше попросить священника назначить отдельное время для беседы.

Что необходимо сделать перед тем, как прийти на исповедь?

  1. Осознать свои грехи. Вы задумались об исповеди. — Следовательно, вы признаете, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания собственных грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божьей воле, или, говоря иначе, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании —  Библии. Частичным, чаще всего «сжатым» выражением замысла Божьего относительно практической жизни человека являются заповеди —знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос возвел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечесть Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матвея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наше будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим близким.
  2. Не использовать «списки грехов». В последнее время среди верующих (как говорят «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространенные разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление « что является грехом». В действительности исповедь в любом случае не должна быть формальной. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и совсем курьезные образцы, так что брошюру подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез. Единственным исключением может быть сама короткая «памятка» об основных грехах, которые часто не осознаются такими. Пример такой памятки:

 Грехи против Господа Бога: — неверие в Бога, признание любой значимости за другими «духовными силами», религиозными доктринами, кроме христианской веры; участие в других религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и т.д..;

— суеверие – достаточно распространенное явление среди верующих: вера в разные приметы, в том числе связанные с церковными таинствами и праздниками;

— вера номинальная, что никак не выражается в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить, словно неверующий);

— создание «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-нибудь, кроме Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знание, восхищение — все это может быть и красивым, когда занимает соответствующее место в личной иерархии ценностей, но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода ворожеям, колдунам, экстрасенсам, и др. — попытка «покорить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия к изменению жизни в соответствии с заповедями.

 Грехи против ближнего и самого себя: — пренебрежение людьми, что возникает из гордыни и себялюбия, невнимание к потребностям ближнего (ближний — не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который очутился рядом с нами в этот момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих будешь оправдан и от слов своих будешь осужден», — говорит Господь), напрасное подозрение других людей. Тот, кто осуждает ближнего, тем самым закрывает для себя возможность получить прощение от Бога, потому что Иисус Христос прямо сказал: «Не судите, и не будете осуждены, потому что каким судом судите, таким будете сужеными; и в какой мере меряете, такой и вам будут мерять» (Мф. 7:1-2);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. При исповедании подобных грехов не следует углубляться в подробности, называть такие грехи лучше по возможности коротко, не описывая сексуальные сцены. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Стоит, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, в сущности, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показателям. Стоит помнить, что причиной внутриутробной гибели плода могут стать заболевания, которые передаются половым путем, и таким способом блудные грехи могут вызывать еще более тяжелый грех убийства. Серьезным грехом является и совет женщине сделать аборт (со стороны мужчины, например). Покаяние в этом грехе значит, что человек больше никогда осознанно не повторит его;

— пренебрежение к воспитанию детей, нежелания уделять им время для общих занятий, прогулок, игр, доверительных бесед, стремления «откупиться» от детей подарками, наказание детей в порыве гнева, без рассуждения;

— малодушие, нежелание принимать на себя ответственность на своем веку и поступки, стремления переложить ответственность на других людей, в том числе на священника;

— присвоение чужой собственности, отказ, от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), содержания заработной платы подчиненных или наемных рабочих, неуплата долгов, строгость к взысканию долгов с других;

— неправда разного рода, особенно —клевета на ближнего, распространение сплетен (как правило, мы не можем быть уверенными в правдивости сплетен), недержания слова;

— пьянство и разного рода зависимости, которые лишают человека воли: страсть к наркотикам, табаку, азартным играм, интернету и др. Зависимости являются не только грехом, но серьезным заболеваниям, которые разрушают личность, преодолеть которое можно с квалифицированной врачебной помощью и твердой надеждой на Бога;

— жадность, в том числе на милостыню (следует жертвовать с рассудительностью, наблюдая, чтобы милостыней не провоцировать грехи и асоциальный образ жизни);

— зависть — скорбь о благополучии ближнего, отказ от способности радоваться успехам и достижениям других, что может привести даже к осуществлению злодеяний против объекта зависти;

— пренебрежение к собственному здоровью и здоровью окружающих, отказ от необходимой медицинской помощи, применения средств, которые причиняют вред здоровью;

— лень и расслабленность воли, отсутствие ясных целей в жизни, стремление «плыть по течению», неорганизованность, привычка опаздывать;

— желание «красивой жизнь», избыточной изысканности, роскоши, любовь к дорогим безделушкам —затрата средств на «дорогую грязь» вместо помощи нищим;

— безразличие к другим людям, отсутствие интереса к помощи им (понятно, не следует помощь навязывать, если от нее отказываются), в частности —  безразличие к грехам других людей, отсутствие попыток остановить их и отвернуть от гиблого пути;

— нежелание изменять свою жизнь и бороться с грехами, апатия к духовной жизни. Это приблизительный перечень не всех, но самых распространенных грехов. Еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при последующей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божьих и прислушиваться к собственной совести.

  1. Говорить только о грехах, к тому же собственных. Говорить на исповеди нужно о своих грехах, не пытаясь их уменьшить или показать простительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов жизненные истории о всей родне, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, в сущности, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах собственные грехи передаются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и совсем было невозможно. Но грех  — это всегда плод личного выбора. Очень редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынужденные выбирать между двумя родами греха.
  2. Говоря о своих грехах, не стоит проникаться тем, как бы их «правильно» или «по-церковному» назвать. Нужно называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедующиеся Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и, называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите. Не удивите вы и священника. Временами человеку бывают стыдно назвать священнику тот или другой грех, или есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. В действительности священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, все грехи не оригинальны: они практически не изменились в течение тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
  3. Говорить о серьезном, а не пустяки. Не нужно начинать исповедь из таких грехов как нарушения поста, непосещения храма, работа по праздникам, пересмотр телевизора и др. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек в течение долгих лет не приходил к Богу, то, что же каяться в несоблюдении постов, если самое направление жизни было направлено не туда? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в  повседневных пустяках? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а не мелочного перечисления  несерьезных проступков. Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятные, но все, кто встретились нам на жизненном пути. И в первую очередь — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучше полет для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
  4. Стать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние греческим языком звучит как «метанойя», буквально — «изменение ума». Недостаточно признать, что в жизни делал вот такие и такие вины. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть изменением жизни: тот, кто кается, намеревается не возвращаться к грехам и всеми силами пытается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже подтверждает  изменение, которое случилось в жизни. Это очень важно. Если человек намеревается продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит подождать? Нужно заметить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду в первую очередь грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издавна считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злоба на ближнего, злодейство, жестокость и другая, что может быть прекращено в то же время и навсегда усилием воли, которая совмещается с помощью Божьей. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому нужно быть готовым и принимать это смиренно, как прививка против духовного возвеличения: совершенных среди людей нет, безгрешный лишь только Бог.
  5. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. – «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощение непосредственно у человека невозможно физически, или это приведет к заострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего. Когда же мы исповедуем грехи против ближнего, то прежде чем просить прощения у Бога, нужно попросить прощение непосредственно у людей, перед которыми мы виноваты.

Несколько практических советов. Прежде чем вы придете исповедаться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно исповедуют. Во многих храмах служат не только по воскресеньям и праздникам, но и по субботам, а в больших храмах и монастырях — и по будням. Наибольший наплыв людей к исповеди бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — в первую очередь время покаяния, но для тех, кто приходит в первый раз или после очень длинного перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может случиться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверно меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди. Существуют специальные молитвы, которые выражают покаянный «настрой». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвеннике, кроме самих коротких. Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на определенное время от причастия, чтение особенных молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство, для того, чтобы искоренить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны того, кто кается, надлежащего покаянного отношения к серьезным грехам, или, напротив, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для искоренения греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена. Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой к причастию.  Если священник не давал вам на этот счет конкретных рекомендаций, то лучше всего попоститься по крайней мере три дня, воздерживаясь от любой еды животного происхождения, усилить в эти дни молитву (прочитать три канона Госпду, Богородице и Ангелу-хранителю, также специальное «Последование к Святому Причастию», оно печатается практически в каждом молитвеннике), а в самый день причастия прийти на службу натощак (проснувшись, ничего не есть и не пить). Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза на месяц помогает всегда быть в тонусе, внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, естественно, и должна быть, выражена наша христианская вера.

Комментирование запрещено