О храме

    С. Рожново церковь Успения Божьей Матери (Зарайского уезда).

   Село Рожново находится при большой дороге, на расстоянии 18 верст от уездного г. Зарайска и в 40 верстах от Рязани. Расположенное в низине при двух прудах, оно окружено оврагами и лесом. В старину здесь находили себе пристанище разбойничьи шайки беглых людей, вооруженных железными рожнами и косами; этим старожилы обясняют название села Рожнова — Косицыным. Рассказывают, что прежде окрестности Рожнова казались такими опасными, что, кто бывало проходил или проезжал благополучно из с. Печерников до с. Рожнова, тот считал непременной обязанностью отслужить благодарственный молебен в Рожнове. В Рожнове 90 домов; к одному приходу вместе с ними принадлежат: сельцо Давыдово (25 домов), сельцо Болванниково (10 домов), Саблино (27 домов), Требовое (13 домов), Ивашково (7 домов), Логвеново (14 домов), Казицынские Выселки (12 домов), деревня Латыгори (57 домов) и сельцо Лобково (17 домов).

   Сельцо Болванниково стоит на месте старинного села Болванникова и жители теперешнего Болванникова в 1840-х годах переведены из сельца Саблина. Казицынские Выселки названы так от того, что жители выселены из сельца Казицына. Козловского прихода: Давыдово, Иватпково и Логвеново — от имен и фамилий прежних владельцев. Сельцо Лобково и д. Латыгори, как объясняет местный священник, названы так по своему расположению — первое как бы на лбу горы, вторая — на большой «разлатой» горе, В старину к селу Рожнову принадлежала деревня Сохино. теперь, входящая в состав прихода с. Глебова — Городища; была еще некогда деревня Черняшино, теперь не существующая: теперь осталась с этим именем пустошь, принадлежащая крестьянам села Рожнова. Как можно думать на основании древних документов, приход села Рожнова распадался прежде на два. Дело в том, что близ с. Рожнова находилось с. Болванниково с особой церковью Преображения Господня с особым причтом и приходом (см. у Добролюбова I. 219). Болванниково как село уничтожилось, остался погост и церковь Преображения стояла до конца XVIII столетия, имея по — прежнему причт и приход. По словам старожилов, церковь эта сгорела 15 авгу ста лет приблизительно сто тому назад (у Добролюбова в 1789 г.), причт упразднен и приход присоединен к селу Рожнову.

   Оставшаяся впусте церковная земля упраздненной церкви (31 десятин 1541 саж.) в 1797 году Рязанской казенной палатой отдана в аренду статской советнице Марфе Афанасьевой Кошелевой. Кошелевы пользовались ей до 1851 года и, как собственность, заложили в Опекунский совет: отпущенные на волю с землею кошелевские крестьяне стали владеть бывшей церковной землей как принадлежащей мм собственностью, утверждая, что она была выменена Нынешняя церковь в селе Рожнове в честь Успения Божьей Матери с приделом Преображения Господня, построена на месте обветшавшей в 1799 году, усердием помещицы, девицы Екатерины Афанасьевны Язвицевой и титулярного советника Ивана Яковлевича Любавского. Блпгословенную грамоту на построение выдал в 1797 году епископ Коломенский и Тульский Афанасий, а на освящение — архиепископ Рязанский и Зарайский Симон . Освящение придела совершено 1 февраля 1800 года, а освящение главной церкви — 28 сентября 1803 года.

   Церковь сделана из дубового леса, наружные стены обиты тесом. Купол церкви шарообразный, а трапеза покрыта на 2 ската. Глава на церкви одна, в главной церкви окна расположены в три света — в нижнем 4, во втором 2 и в 3 — 4 малых окна; в алтаре 2 окна и в трапезной 7 окон, из которых 2 (с северной стороны) прорублены в 1865 году. Колокольня снизу рублена с трапезною в крюк (до карниза трапезной), а выше столбом, вышина ее одинакова с церковью (25 аршин до шейки). Три паперти пристроены вновь; прежде были открытая на столбах. Внутри церковь отделена от трапезной капитальною стеною, так что зимою удобно затворяется стеклянными дверьми. Стены обиты холстом и расписаны. Иконостас новый из 4 поясов, но с иконами старинного письма; в третьем поясе поставлены резных апостолы в золотых одеждах, а под угольниками по 2 резных ангела. Но словам священника (А. Орлова) над царскими дверями в полуциркуле была резная кустодия, в 1865 году она снята по распоряжение местного священника (О. Боголепова) и куда девалась, не известно. В 1876 году заложена каменная церковь, на пожертвования девиц Анны и Марьи Ивановых Кошелевых, Ксении Тимофеевны Локтаевой и при помощи прихожан. Трапезная с приделом Преображения Господня отделана, а главная церковь Успения — выстроена, но не отделана внутри. Наиболее замечательны следующие предметы, хранящиеся в церкви: серебряная парчовая риза с изображением княжеской короны на оплечьях ее, на конце епитрахили и на оплечьях стихаря с вензелем и буквами EIP; напрестольное евангелие 1735 года; круг богослужебных книг 1747 года и церковный устав 1713 года.

   Из документов хранятся: печатные указы, древнейший из них 1727 года, метрические книги — с 1782 года, исповедные росписи — с 1826 года, брачные обыски — с 1826 года.

    В церковной библиотеке до 1869 года почти не было книг, кроме богослужебных. С 1870 года приобретены Творения святых отцов (35 томов), слова и речи митрополита Филарета, сочинения архиепископа Иннокентия, Иакова нижегородского, Евсевия Могилевского, Григория, митрополита новгородского и др., и журналы: Духовная Беседа, Странник, Христианское Чтение, Рязанские Епархиальные Ведомости, так что всех книг более 100 томов. Как видно из метрических книг прошлого и нынешнего столетия, причт при Успенской церкви села Рожнова состоял из 4 лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря (в XVII в. больше состав причта, ср. Добролюбова 203). В 1855 году вакансия диакона закрылась по прошению причта, вследствие скудости средств. По штату 1873 года положены только 1 священник и 1 псаломщик, так что, бывший пономарь (Никифор Федотов) остался в качестве сверхштатного. Из священников известны по метрическим книгам (у Добролюбова раньше указаны и другие по другим источникам, 204):

  • Феодор Афанасьев до 1788 (t 1814 г.), сын его Марк Феодоров 1788-1811 (f 1815),
  • Аггей Марков 1811-1865 (t 1872),
  • Феодор Петров Боголепов 1865-1869 (t 1879),
  • Александр Иванов Орлов с 1869 года до настоящего времени.

Из диаконов:

  • Феодор Кириллов (t 1806),
  • Фома Иларионов Спасский до 1853 (t 1857),
  • Илья Петров Комаров 1853 — 1855.

   Средствами содержания причта служат:
1) церковная земля пахотная в количестве 33 десятин, обрабатываемая самим причтом (лесу и лугов нет):
2) плата за требы;
3) сборы с прихожан денежные 4 раза в год (в Успеньев день, Рождество, Крещенье и Пасху) за молебен по 10 -15 к., а в Пасху — по 40 к. с крестьянского двора (купцы и дворяне дают больше) и вещественные.

   Прежде каждый праздник собирали по хлебу и пирогу со двора, но с 1879 г. стали собирать в декабре — январе вместо этого рожью — по мере и 1; меры со двора.

  Быт причта, при недостаточности средств содержания, в прежнее время мало чем отличался от крестьянского: священник по зимам жил в кухне вместе с прислугой и стол имел общий, ходил в лашггях, рясу надевал только в наиважнейших случаях, а обыкновенно ходил в полукафтане крашенинном, и изредка в щегольском нанковом с плисовыми обшлагами; зимой — в нагольном тулупе; сам справлял черные работы: возил навоз, пахал, косил, жал, молотил и т. п. и ныне причт сам справляет земляные работы.

   В приходе села Рожнова — 857 душ мужского и 830 женского пола (в 1883 году) теперь 1005 мужского пола и 948 женского пола. Большинство прихожан крестьяне, есть дворяне и купцы. Прихожане занимаются обыкновенно землепашеством, некоторые уходят на заработки. Крестьяне — народ простой, добродушный, религиозный, к священнику почтительный и к храму Божию очень усердный; о дворянах же с. Болванникова этого нельзя сказать. С 1888 года в селе существует церковно-приходская школа. Встречается немало грамотных, — или передвижные школы или взаимообучение — причина этого. Летом прихожане — крестьяне устраивают в известные дни молебны с крестным хождением по полям: в с.
Рожнове в день Вознесения Господня, в сельце Давыдове — в первое воскресенье после Вознесения, в деревне Латыгорях — в день Святой Троицы, в сельце Логвенове — в Духов день, в деревне Требовом — в девятую пятницу, в селе Саблине — в 10 пятницу. Крестный ход совершается обыкновенно до вкушения крестьянами пищи, на пашнях служатся молебны. В домашнем и общественном быту крестьян, равно как в их воззрениях немало остатков глубокой старины и суеверий; большинство их, впрочем, обще крестьянам и других приходов и губерний.

   В приходе села Рожнова есть два городка: один около сельца Лобкова, на бугре в лесу; другой — близ сельца Болванникова; последний окружен овражками. По народному преданию здесь зарыт кладь — несколько раз пробовали его копать, но не докапывались да грунта; когда ударяли сверху заступом, слышался внизу гул, — «когда пашут, лошадь идет как бы по бревенчатой мостовой» — замечает священник А. Орлов. На пашне находят черепки, кресты, деньги. Есть еще, по народной молве — клады в урочище Аггеевке и там нарыто много ям кладоискателями.